Изображения: Вкл Выкл
Цветовая схема: A A A A [ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА]
Размер шрифта: A A A
Кёрнинг: Стандартный Средний Большой

Историческая справка

 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые  русские  землепроходцы вышли на Лену  в начале 20-х годов 17 века. Пантелей Пянда, выйдя на Лену, спустился  вниз по ней, а затем  пошел вверх и дошел до места, где сейчас расположено  село Верхнеленск, бывший уездный город. Буряты указали ему путь на Ангару. Так русские впервые продолжили путь через Лену  и дали свое название реке. Эвенкийское название реки «Элюенэ» похоже на «Елена», но и это название сократилось до короткого «Лена».
В 1628 году десятник Василий Бугор, по указанию енисейского воеводы, вновь вышел на Лену по рекам Мука, Купа, Кута  и построил в устье Куты  зимовье. 
В 1631 году на левом берегу реки Кута атаманом Иваном Галкиным был основан Усть-Кутский острог. Этот год и считается годом основания Усть-Кута. Острог понемногу разрастался, появилось Усть-Кутское плотбище – место, где изготовляли самые первые суденышки.  С середины XVII века начинается новый этап развития Приленского края, большой  вклад  в развитие Приленья  внес земплепроходец  Ерофей  Хабаров, вместе с ним пришло на нашу территорию земледелие. Хабаровым было  открыто соляное озеро, радом с Усть-Кутским острогом основаны соляные варницы. Сользавод давал до 60 тысяч пудов соли и долгое время снабжал ею все население Приленья вплоть до Якутска. Одновременно с этим начала развиваться и  торговля.
Усть-Кут к этому времени представлял собой небольшое село из нескольких десятков деревянных домишек, на территории которого располагались церковно-приходская школа, частные торговые лавки и купеческий сользавод.
Усть-Кут сыграл  важную роль в освоении русскими землепроходцами Северо-Востока. Здесь строились дощаники для Великой Северной экспедиции Витуса Беринга, были здесь и братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. С 1896 года Усть-Кут становиться начальным пунктом действия почтового пароходства.
Далекий и холодный край долгие годы служил местом ссылки противников самодержавия. Через Усть-Кут в Илимскую ссылку был привезен А.П. Радищев, в Киренск – декабристы, в Вилюйск – Н.Г. Чернышевский. В начале ХХ в Усть-Куте появились ссыльные социал-демократы, эсеры, анархисты; в 1900г. в Усть-кут прибыл в ссылку Троцкий. Колония политических ссыльных в деревнях уезда порой насчитывала свыше двухсот человек. 
До революции местное население занималось здесь земледелием, охотой, извозом. 
В 1920-30 г.г. в жизни населения произошли значительные  изменения. Проводилась большая работа  по ликвидации неграмотности.  В 1928 году открывается Усть-Кутский курорт рядом с соляным озером. В 1929 году началось строительство  пристани Осетрово, в 1932 году заложены  первые  баржи на Осетровской судоверфи.
В 1932 году завершилась коллективизация, и в районе возникло 38 колхозов. В 1938 году пошли первые автомашины по новому тракту «Заярск-Осетрово». С 1936 года началось регулярное движение по Лене пассажирских теплоходов. Воздушное сообщение началось с посадки в 1928 году в Усть-Куте первого гидросамолета. 
В 1940 году село Усть-Кут получило статус рабочего поселка, на территории которого работали кирпичный завод, верфь деревянного судостроения, к тому же было открыто автомобильное движение по Ангаро-Ленскому тракту, по которому  груза доставлялись к пристани Осетрово.
В 1947 году после возобновления работы на западном участке  БАМа, продолжена прокладка ж/д линии Тайшет-Усть-Кут.  
В 1949 году приехали первые строители в Усть-Кут. Район из сельскохозяйственного постепенно превращался в промышленный.
В 1951 г. открыто сквозное движение поездов на всем протяжении (720 км.) дороги Тайшет – Лена. Введение в строй этой дороги позволило отказаться от дорогостоящих перевозок грузов на Север по маршруту Иркутск – пристань – Заярск –Усть-Кут. Ведь сначала грузы доставлялись от Иркутска по реке Ангаре до пристани Заярска, перегружались на автомашины и по шоссе с гравийным покрытием перевозились до пристани Осетрово. Здесь вновь грузились на речные суда, баржи и теперь, уже по реке Лене, груз и пассажиры прибывали в Киренск, Бодайбо, Ленск, Олекминск, Якутск и дальше, вплоть до Колымы. 
Такая доставка грузов была трудоемкой и очень затратной. Стране же все больше требовалось золота и других полезных ископаемых Севера, а без железной дороги этого сделать было просто невозможно.
Именно со строительством железной дороги и возросшим объемом грузоперевозок,  структура и численность населения Усть-Кута существенно начали меняться и расти. Разворачивается строительство крупного речного порта в соседнем поселке Осетрово. Именно здесь вблизи порта, формируется конечная станция железнодорожной магистрали.
В 1954 г. принимается решение объединить два поселка и придать им статус города. В этом же году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочие поселки Усть-Кут и Осетрово были объединены и преобразованы в город Усть-Кут.  Позже (1974 г.),  был утвержден герб города Усть-Кута. Его форма была принята по аналогии с гербами городов Иркутска и Братска. Слияние рек Лены и Куты образуют на гербе букву «У» - начальную букву названия города и поселения, основанного в 1631 году, она исполнена в голубом цвете воды. Основное значение города, как важного транспортного узла осуществляющего доставку грузов для Севера Иркутской области и Якутской АССР по железной дороге, водным и воздушным транспортом отражено транспортной эмблемой (крылья и якорь) в верхней части герба. Соболь символ богатства наших лесов пушниной. Зеленый цвет – символизирует тайгу. Желтый (золотой) богатство. Белый (серебряный) – чистоту и сибирский снег. Синий – воду, реку Лену. Автор герба – архитектор города Кан Г.Х.
В то же время продолжается стремительное развитие Усть-Кута, начинается строительство важных производственных объектов:  строится верфь металлического судостроения, РЭБ флота, аэропорт, образованы леспромхозы,  усиленно ведутся геологические работы.
В 1960 году на территории района созданы и действуют коллективы Ангаро-Ленской геофизической экспедиции, каротажные партии, Ленская нефтеразведочная экспедиция, которым было поручено изучение и разведочное бурение на добычу нефти и газа.
         Получила развитие лесная промышленность. В 1961 году был организован комбинат «Леналес» с его структурными подразделениями – Усть-Кутским, Каймоновским, Тирским, Марковским леспромхозами, которые заготавливали древесину и вели глубокую переработку.
В 1962 был построен и введен в эксплуатацию аэропорт. В 1963 введена в эксплуатацию ТЭЦ Осетровского порта.
С началом движения по магистрали Тайшет – Лена, город Усть-Кут становится крупным транспортным узлом, и его значение как опорного центра хозяйственного освоения прилегающей территории еще более возрастает. Осетровский речной порт стал «южными» входными воротами Якутии. Основные транспортные предприятия города – Осетровский речной порт, Осетровская РЭБ флота, станция Лена, Усть-Кутское автопредприятие, работая по единому технологическому процессу, обеспечили доставку десятков миллионов строительных и других народно-хозяйственных грузов и пассажиров в Северные районы Иркутской области и Якутии. За этот период выросли замечательные кадры руководителей, капитанов, механиков, инженеров и техников, которые трудовыми делами вписали в историю развития Севера много важных событий. Четкую работу транспортного узла слаженно обеспечивали  все действующие на тот момент транспортные предприятия Усть-Кута.
Объем идущих через Усть-Кут грузов увеличивается, особенно в период формирования в Якутии алмазодобывающей промышленности. Именно в те годы в Усть-Куте создается мощная ремонтно-эксплуатационная база флота, расширяется портовое хозяйство. Мощный импульс к развитию Усть-Кута дан в середине 1970-х гг. с началом строительства БАМа. С этого периода вплоть до 1990-х гг. город становится «восточными воротами» магистрали, отправной точкой строительства ее Западного участка. Осетрово становится крупнейшим речным портом России. Отсюда отправляются потоки грузов в золотоносные районы Бодайбо, Алдана, Колыму и другие районы Крайнего Севера. Отсюда во все концы России, стран СНГ, за рубеж идут вагоны с лесом.