Изображения: Вкл Выкл
Цветовая схема: A A A A [ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА]
Размер шрифта: A A A
Кёрнинг: Стандартный Средний Большой
19 Апреля 2024      1101

Отчет мэра Усть-Кутского муниципального образования

Отчет мэра Усть-Кутского муниципального образования Анисимова С.Г. о результатах своей деятельности, о результатах деятельности Администрации Усть-Кутского муниципального образования и иных подведомственных мэру Усть-Кутского муниципального образования органов местного самоуправления за 2020 год 

Уважаемые депутаты, коллеги, жители Усть-Кутского района!

С учетом Устава Усть-Кутского муниципального образования мэр района ежегодно должен давать отчет перед населением о результатах своей работы, работы администрации и подведомственных учреждений. Поскольку с учетом прошедших в прошлом году выборов я приступил к работе начиная с конца сентября месяца, данный отчет содержит информацию о результатах работы предыдущего мэра и учреждений под его руководством, а также намеченные и реализуемые уже сегодня направления деятельности местной администрации, которые я считаю приоритетными в своей деятельности для улучшения жизни людей в нашем районе.

В данном отчете Вы сможете ознакомиться с общей ситуацией в районе; реализацией на территории национальных проектов и государственных программ, исполнителем по которым в рамках своих полномочий является районная администрация; о возможных трудностях, вызванных распространением на территории нашей страны коронавирусной инфекции. А теперь обо всем подробнее.

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Необходимым условием для жизнеобеспечения населения района, решения вопросов местного значения, предоставления муниципальных услуг, является состояние доходной части местного бюджета и эффективное использование бюджетных средств.

За 2020 год в консолидированный бюджет Усть-Кутского муниципального образования поступило 3 млрд. 182 млн. руб. доходов, в том числе налоговых и неналоговых доходов 1 млрд. 574 млн. руб., безвозмездных перечислений из областного бюджета и других источников – 1 млрд. 608 млн. рублей. При сравнении с данными 2019 года (доходы - 3 млрд. 105 млн. руб.), несмотря на негативные последствия коронавирусной инфекции для экономики района в виде приостановления деятельности ряда отраслей, ограничения в режиме функционирования предприятий и учреждений, удалось сохранить устойчивость бюджета. В отличие от ряда других территорий области общая сумма доходов осталась практически на уровне устойчивого 2019 года и приросла на 76 млн. рублей.

Увеличение произошло как за счет так называемых «собственных» доходных источников (налоговых и неналоговых доходов) на 32 млн. руб., а так и поступлений из вышестоящих бюджетов и иных источников на 45 млн. рублей.

В 2020 году, как и в 2019 году сохраняется объем «собственных» доходов в общей сумме доходов бюджета: в 2020 соотношение 49,5% на 50,5% при 50% на 50% в 2019 году. Причем по данным Министерства финансов Иркутской области в сравнении с остальными 42 муниципальными районами и городскими округами:

1) Мы входим в четверку муниципалитетов, имеющих долю «собственных» доходов в общей сумме доходов бюджета более 45 процентов, при среднеобластном показателе в 28,7 процентов. У большинства муниципальных образований (24 из 42) доля «собственных» доходов составляет менее 20%, что не может свидетельствовать о самостоятельности и самодостаточности их бюджетов.

2) По «собственным» налоговым и неналоговым доходам консолидированный бюджет Усть-Кутского района сохранил положительную тенденцию. При сравнении с исполнением бюджетов иных муниципальных образований Иркутской области, мы находимся на 5-м месте среди 42 муниципальных районов и городских округов. Темп прироста в районе за 2020 год составил 2,1 процента.

Положительная тенденция по «собственным» доходам обусловлена как добросовестным поведением налогоплательщиков, так и проводимыми районной администрацией:

- политикой обязательной регистрации обособленных подразделений предприятий и их подрядчиков на территории района с соответствующей уплатой налогов в местный бюджет;

- работы по понуждению предприятий и предпринимателей лесоперерабатывающего комплекса к своевременному и полному внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- совместно с контролирующими инстанциями координационными советами с приглашением имеющих недоимку перед бюджетом налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Основными доходными источниками бюджета являются:

- налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составляет 77 процентов (1 млрд. 205 млн. руб.);

- доходы от использования земли (земельный налог, арендная плата за земли, доходы от продажи земельных участков);

- доходы от использования имущества (налог на имущество физических лиц, доходы от сдачи в аренду муниципального имущества либо его реализации);

- единый налог на вмененный доход;

- налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

- доходы от оказания платных услуг.

В 2020 году Усть-Кутский район, как и иные территории нашей страны, столкнулся с новой реальностью: обвалом цен на мировых фондовых и сырьевых рынках, распространением новой коронавирусной инфекции, что повлияло на экономику и, соответственно, на состояние местных бюджетов. Снижение объема поступлений по некоторым видам налоговых и неналоговых доходов произошло не только к плановым показателям бюджета 2020 года, но и по сравнению с бюджетом 2019 года. Со значительным снижением к 2019 году получены: доходы от оказания платных услуг (снижение на 45%), арендная плата за земли (на 29%), административные штрафы (на 55,4%), доходы от сдачи в аренду имущества (на 34,0%), земельный налог (на 9,0%), плата за негативное воздействие на окружающую среду (на 11,0%), доходы от реализации имущества (на 36,0%) и от продажи земельных участков (на 24,0 процента).

С учетом приведенной информации основным направлением деятельности районной администрации и глав поселений в данном направлении должно быть продолжение политики обоснованного и эффективного использования бюджетных средств, привлечения средств из вышестоящих бюджетов для реализации запланированных мероприятий.

Обеспеченность налоговыми и неналоговыми доходами на душу населения продолжает расти. В 2020 году показатель составил 32850 рублей при 31892 рубля в 2019 году.

За прошедший год основная сумма в консолидированном бюджете (82,7%) была направлена на финансирование социальных вопросов (образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная поддержка) и жилищно-коммунального хозяйства – 2 млрд 547 млн. рублей. Из общей суммы расходов 61,3% или 1 млрд. 887 млн. руб. приходится на заработную плату с начислениями.

Анализ расходов районного бюджета за последние годы отражает его социальную направленность. Основными социально-значимыми и реализованными проектами в районном бюджете 2020 года стали:

- строительство плавательного бассейна в г. Усть-Куте 54,1 млн. руб.;

- обустройство основания для физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа 12,8 млн. руб.;

- укрепление материально-технической базы учреждений бюджетной сферы 73,7 млн. руб., в том числе приобретение рециркуляторов для недопущения распространения коронавирусной инфекции практически на 13,0 млн. руб.;

- капитальный ремонт учреждений бюджетной сферы 58,9 млн. руб.,

- приобретение плавучих причалов для обеспечения остановочных пунктов для теплохода «Полесье» в Верхнемарковском и Подымахинском сельских поселениях 10,8 млн. руб.;

- реализация проектов народных инициатив 16,2 млн. руб.;

- обеспечение бесплатным питанием детей различных льготных категорий, посещающих школы, 36,8 млн. рублей.

Отдельным направлением расходов районного бюджета является финансовая поддержка поселений. В 2020 году сумма межбюджетных трансфертов составила 129,4 млн. рублей. Основные направления поддержки – приобретение оборудования для котельных, текущий ремонт инженерных сетей теплоснабжения, реализация мероприятий федерального проекта «Комфортная городская среда», восстановление мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, выплата заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы, а также оплата коммунальных услуг муниципальных учреждений.

Сохраняется положительная тенденция по отсутствию кредиторской задолженность по всем видам расходов, как по районному бюджету, так и по бюджетам поселений.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Социально-экономическая ситуация в Усть-Кутском районе в 2020 году складывалась в условиях ограничений для экономики территории, введенных в связи с распространением COVID-19, что в первую очередь видно по объему выручки от реализации продукции, работ, услуг действующих предприятий, учреждений и индивидуальных предпринимателей. Так общий объем выручки снизился по сравнению с 2019 годом на 64,7 млрд. руб. или на 23 процента.

Структура экономических видов деятельности Усть-Кутского муниципального образования в последние годы неизменна по своему составу.

Основной сферой деятельности в Усть-Кутском районе, в значительной мере влияющей на общие тенденции развития экономики, является промышленность. В структуре промышленности большая часть от общего объема производства приходится на отрасль «Добыча полезных ископаемых». Объем отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в 2020 году в данной отрасли составил 175,7 млрд. руб., что ниже показателя 2019 года на 60,6 млрд. руб. или на 25,7 процентов).

Развитие промышленного комплекса напрямую зависит от динамики развития деятельности нефте-, газодобывающей отрасли в части реализации инвестиционных проектов по освоению, разработке и обустройству нефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений и продолжающейся работы по развитию газового проекта ООО «Иркутская нефтяная компания».

Без учета данных по добыче полезных ископаемых основной объем в сумме выручки приходится на такие сферы экономики как обрабатывающие производства, лесное хозяйство, транспорт, торговлю, строительство.

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ЛЕСНАЯ ОТРАСЛЬ

В тесной взаимосвязи на территории района следует рассматривать лесную отрасль и обрабатывающие производства. Это связано с деятельностью на территории района крупного лесопильно-деревообрабатывающего комплекса ООО «Инд Тимбер» в г. Усть-Куте.

В лесном фонде района расположены лесосырьевые базы 20 арендаторов лесных участков с общей расчетной лесосекой – 4566,2 тыс. м3. Общий объем заготовленной древесины в 2020 году составил 2 млн. 52,5 тыс. м3, что составляет 49% от ежегодного допустимого объема заготовки. Из заготовленной древесины произведено 561,3 тыс. м3 пиломатериалов и 50 тонн пеллет.

Понимая значимость леса не только в плане развития экономики, но и как составляющей экологической ситуации в районе, влияющей на сохранение водных ресурсов реки Лена и впадающих в нее притоков, сохранение охотничьих и водных биологических ресурсов для местного населения, традиционно занимающихся охотой и рыбалкой, администрацией района:

- на постоянной основе осуществляется информирование предприятий, проектных и геологоразведочных организаций об особо охраняемых природных территориях, лесопарковых лесах, защитном статусе лесов и рекреационных зонах, природопользовании местного населения, о сельскохозяйственных и охотничьих угодьях;

- во время участия в общественных слушаниях по материалам оценки воздействия на окружающую среду реализуемыми или планируемыми к реализации проектами обращается внимание на недопустимость проведения мероприятий по восстановлению водных биоресурсов (выпуск молоди рыбы) в иные водоемы Иркутской области (Братское водохранилище, р. Ангару), а не р. Лена и ее притоки; проведение лесовосстановительных мероприятий вне территории Усть-Кутского района.

ТРАНСПОРТ

Транспортный комплекс района представлен всеми идами транспорта - железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным и трубопроводным (транзит).

Преимущественно в сфере транспорта осуществляют свою деятельность предприятия водного комплекса, обеспечивающие хранение, переработку и перевозку грузов, погрузочно-разгрузочные работы. По реке Лена в навигационный период осуществляются регулярные грузоперевозки в северные районы Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и прибрежные морские арктические районы.

Крупными предприятиями данного направления являются АО «Осетровский речной порт», ООО «Верхне-Ленское речное пароходство», АО «Алроса-Терминал», ООО «Осетровский ЛДК».

Доминирующий объем транспортной деятельности в Усть-Кутском районе приходится на АО «Осетровский речной порт» (основное предприятие Группы Компаний «Старвей»), по которому объем перевалки грузов за 2020 год составил 606 тыс. тонн, что на 22,3% меньше уровня 2019 года, годовой грузооборот сохранил свое значение в размере 79 млн. т. км.

Общий объем выручки за 2020 год в сфере транспорта составил 5,7 млрд. руб., что ниже уровня 2019 года на 6,2 процентов. 

ТОРГОВЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Потребительский рынок на территории Усть-Кутского района объединяет три сегмента сферы обслуживания населения: торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание. В создании комфортной среды для жителей района трудится 2279 человек.

По оперативным данным органов статистики за прошедший год наблюдается снижение оборота розничной торговли к соответствующему периоду 2019 года на 5% (в 2020 году показатель равен 6 млрд. 774 млн. руб.), оборота общественного питания на 36,3% (в 2020 году составил 135,1 млн. рублей).

В структуре потребления в 2020 году расходы на приобретение продовольственных товаров превысили аналогичные показатели предыдущего года (49,4% при 46,0% в 2019 году), что характерно для периодов экономической нестабильности.

На территории района фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов по-прежнему высока и превышает минимальный норматив в 1,8 раза (918 кв. м на 1000 населения при нормативе 508 кв. м).

На постоянной основе ведется работа с хозяйствующими субъектами по улучшению организации и качества торгового обслуживания, обеспечения доступности товаров для населения, по упорядочению нестационарных и мобильных объектов торговли и организации ярмарок. Обеспечение многоформатности торговли и конкуренции между торговыми организациями препятствует необоснованному росту цен на потребительском рынке района.

Для обеспечения продуктами питания населенных пунктов, не имеющих круглогодичных дорог с административным центом (с. Орлинга, с. Боярск, с. Омолой), ежегодно по заявкам проживающих в них граждан осуществляется завоз продуктов. В 2020 году завезено 16,22 тонн.

В целях обеспечения безопасности услуг, оказываемых в сфере оптовой и розничной торговли и общественного питания, действует межведомственная комиссия при районной администрации, проводились месячники безопасности, открывались «горячие линии» по интересующим граждан вопросам. 

СТРОИТЕЛЬСТВО

На территории района действует одно предприятие сферы строительства – АО УК «Ленабамстрой». Кроме того, осуществляют свою деятельность территориально обособленные структурные подразделения компаний, привлекаемых на капитальные ремонты объектов социальной и жилищно-коммунальной сферы, жилого фонда, автомобильных дорог, дворовых территорий; реконструкцию, строительство объектов энергетики, нефтегазовой и нефтегазохимической отраслей и других промышленных объектов по заказам крупных российских компаний – «Роснефть», «Газпром», Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы, а также региональной компании – ООО «Иркутская нефтяная компания».

Объем строительных работ за 2020 год составил 4,8 млрд. руб., что практически наполовину (на 44,1%) меньше показателя 2020 года. Это обусловлено введенными ограничениями в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также отсутствием строительства многоквартирных домов под переселение из ветхого и аварийного жилья в г. Усть-Куте.

Объем ввода индивидуальных жилых домов за 2020 год прирос на 830,7 м2 (или на 16,0 процентов).

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Сельское хозяйство в экономике района представлено сельскохозяйственным кооперативом СПК «Лена-2», ООО «СХП-Турука», 3 индивидуальными предпринимателями и 1850 личными подсобными хозяйствами. Производимая ими сельскохозяйственная продукция реализуется на территории района.

Результаты деятельности сельхозпроизводителей изменяется незначительно. Так, валовый выпуск продукции сельского хозяйства составил расчетно за 2020 год 387,0 млн. руб., что на 4,0% больше показателя 2019 года. В районе вспахано 103 га паров и 198 га зяби. Производилась заготовка грубых кормов (380 т), молока (110 т), мяса на убой (13 тонн). Валовое производство зерна составило 365 тонн.

За 2020 г. сельскохозяйственными предприятиями получена бюджетная поддержка из бюджета Иркутской области в сумме 253,0 тыс. рублей. Средства израсходованы на развитие сферы растениеводства.

Со стороны районной администрации в 2020 году оказана поддержка сельскохозяйственным производителям в подготовке документации для привлечения средств из вышестоящих бюджетов; получения ГСМ на проведение весенне-летних работ; доставке зерна, семян; организации сельскохозяйственных ярмарок для продажи произведенной продукции.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

На территории Усть-Кутского муниципального образования в категорию субъектов малого и среднего предпринимательства входят 516 малых и средних предприятий, 1438 индивидуальных предпринимателей. Основная часть из них расположена в г. Усть-Куте.

Сложившаяся в последние годы отраслевая структура малых предприятий значительно не меняется. Непроизводственная сфера, в частности, оптовая и розничная 
торговля остается основным видом деятельности субъектов малого предпринимательства (38,0 процентов). 
Экономические показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства Усть-Кутского района в 2020 году, практически сопоставимы с 
показателями 2019 года. Объем отгруженных товаров, работ и услуг за 2020 год составил 11 млрд. 131 млн. руб. и вырос на 1,0% по сравнению с 2019 годом. Выручка 
от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг выросла лишь на 0,1% и равна 15 млрд. 805 млн. рублей.

Несмотря на то, что в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не предусмотрено участие муниципальных образований, уже не первый год в инициативном порядке администрацией района реализуется комплекс мероприятий, соответствующий целям и задачам национального проекта.

Так, в рамках действующей муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства» осуществляется информационная, консультационная, имущественная и финансовая поддержка малого бизнеса.

Информация в сфере предпринимательства регулярно размещалась в средствах массовой информации, на официальном сайте Администрации Усть-Кутского муниципального образования, страницах в социальных сетях, доводилась информационными письмами до предпринимателей. Для наглядности информирования подготавливались информационные буклеты.

В целях имущественной поддержки ежегодно актуализируется перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства во владение и (или) пользование на долгосрочной основе.

В 2020 году из 12 поданных на финансовую поддержку пакетов документов по результатам проведенных конкурсных процедур 5 субъектов малого предпринимательства получили субсидию на возмещение части затрат на приобретение производственного оборудования, уплату процентов по кредиту или арендной платы в общем размере 500,0 тыс. рублей.

Из-за неблагоприятного развития ситуации по распространению коронавирусной инфекции в 2020 году были предусмотрены антикризисные меры поддержки предпринимательства. Принято постановление администрации о предоставлении имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей (снижение арендных платежей). Подготовлено и утверждено на заседании районной думы решение о снижении ставки (с 15 до 7,5 процентов) и коэффициента К2 (до минимального 0,005) для действующих в пострадавших отраслях предприятий и предпринимателей по единому налогу на вмененный доход на 2, 3 кварталы 2020 года.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Наш район является территорией для развития инвестиционных проектов. Каждый рубль привлеченных инвестиций - это вклад в благополучное будущее района, в повышение качества и уровня жизни населения, в том числе за счет создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Одним из основных показателей уровня инвестиционного развития территории является объем инвестиций в основной капитал. За 2020 год расчетное значение данного показателя оценивается в 54,9 млрд. руб. или 99,0% показателя 2019 года (55,5 млрд. рублей).

Одним из крупных инвесторов, реализующих проекты в сфере добычи полезных ископаемых на территории нашего района, является ООО «Иркутская нефтяная компания».

Активно реализуются инвестиционные проекты в сфере энергетической инфраструктуры ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», АО «Братская электросетевая компания», ОАО «РЖД», направленные в том числе на реконструкцию и увеличение мощностей ОАО «РЖД», ООО «Иркутская нефтяная компания».

Вышеизложенные мероприятия способствуют:

- обеспечению потребностей региона энергоресурсами;

- созданию газоперерабатывающего кластера в г. Усть-Куте;

- созданию новых рабочих мест;

- улучшению экологической обстановки в районе.

В сфере развития транспортно-логистической структуры района продолжены:

- строительство автомобильной дороги федерального значения «Вилюй»;

- модернизация второй ветки БАМа.

В сфере бюджетных инвестиций, осуществляемых за счет средств районного бюджета и привлеченных средств областного бюджета в рамках национального проекта «Демография» (федерального проекта «Спорт – норма жизни») продолжено строительство плавательного бассейна в г. Усть-Куте.

Привлечение инвестиций невозможно без работы органов местного самоуправления по созданию благоприятного инвестиционного климата. В этом направлении районной администрацией с 2016 года внедрены и поддерживаются успешные практики, направленные на снижение административных барьеров и поддержку малого и среднего предпринимательства. В 2020 году внедрена практика по проведению оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов Усть-Кутского муниципального образования, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Проводимые районной администрацией мероприятия по решению вопросов социально-экономического развития территории, улучшения ее инвестиционной привлекательности получили положительную оценку, проводимую в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607. В своей группе муниципальных образований, включающей в себя 12 муниципальных районов и городских округов, Усть-Кутский район занимает 6 место в номинации «Комплексное социально-экономическое развитие» и 5 место в номинации «Результативная организация муниципального управления и повышение инвестиционной привлекательности» по итогам 2019 года (данные за 2020 год будут сформированы не ранее мая 2021 года).

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Численность населения Усть-Кутского муниципального образования на 1 января 2020 г. составила 47 915 человек, что ниже показателя на 1 января 2019 года на 433 человека. Среднесписочная численность работающих на предприятиях с учетом филиалов – 22 440 человек.

Одним из важнейших показателей уровня жизни населения является заработная плата, получаемые пенсии. Среднемесячная заработная плата по крупным, средним и малым предприятиям с учетом филиалов по данным статистики за 2020 г. составила 68816,8 руб., что сопоставимо с показателем 2019 года (68726,9 рублей). Следует учитывать, что на данный показатель влияет уровень заработной платы в нефтегазовом секторе.

Уровень среднемесячной заработной платы в бюджетной сфере, финансируемой из местного бюджета, характеризуется положительным ростом:

- в образовании в 2020 году 42728,4 при 38 961,1 руб. в 2019 году (на 9,7%);

- в культуре в 2020 году 50891,3 руб. при 49 208,3 руб. в 2019 году (на 3,4%);

- в физической культуре в 2020 году 38843,2 руб. при 35 214,1 руб. в 2019 году (на 10,3 процентов).

Среднедушевая пенсия в районе составила в 2020 г. 17881,2 руб., что выше показателя 2019 г. на 5,7 процентов.

ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

В 2020 году уровень регистрируемой безработицы (отношение числа официально зарегистрированных безработных к общему числу трудоспособного населения) увеличился в 3,6 раза (с 0,9% за 2019 год до 3,2% за 2020 год).

Согласно данным Центра занятости населения г. Усть-Кута наибольшее количество обратившихся за содействием в поиске работы приходится на молодежь до 29 лет, граждан, впервые ищущих работу, и граждан, имеющих перерыв в работе более 12 месяцев.

Причинами роста регистрируемой безработицы стали:

- неблагоприятное развитие ситуации с распространением коронавирусной инфекции, повлекшее за собой ограничения в работе предприятий, организаций, предпринимателей разных сфер экономической деятельности и, как следствие, сокращение привлекаемых работников;

- повышение размера минимального пособия по безработице за май – июль 2020 года в 3 раза (с 1950 руб. до 5850 руб. в месяц) в целях поддержки граждан, официально признанных безработными, что сделало актуальным постановку на учет в качестве безработного.

Центром занятости населения г. Усть-Кута в рамках возложенных полномочий совместно с органами местного самоуправления и действующими на территориями предприятиями и организациями на постоянно основе проводятся мероприятия, направленные на трудоустройство безработных граждан. Так, в 2020 году были оказаны услуги по профессиональному обучению (127 человек), профориентации (1863 человек), по социальной адаптации (104 ч



Возврат к списку