Изображения: Вкл Выкл
Цветовая схема: A A A A [ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА]
Размер шрифта: A A A
Кёрнинг: Стандартный Средний Большой
18.05.2022

В России заработала новая система обращения с отходами I и II классов

С 1 марта 2022 года вступают в силу новый порядок обращения с отходамиI и II классов опасности. Какие изменения ждут отходообразователей, переработчиков в 2022 году? Какие инструменты будут применяться для учета и контроля сферы обращения с отходами I и II классов? Кто будет управлять всей цепочкой? Какие преимущества даст новая система бизнесу?

В настоящее время в России сложился так называемый «свободный» рынок в сфере обращения с отходами
I и II классов, которые образует преимущественно промышленность. Предприятия образуют отходы, передают их в организации, имеющие лицензию на обращение с такими отходами, и подают отчетность в надзорные органы по форме № 2-ТП. Вроде бы логичная схема, но на практике все не так радужно.
Большая часть отходов I и II классов в России копится́ на полигонах, превращаясь со временем в крупные объекты накопленного экологического вреда, или «утилизируется» в водоемы и овраги. Также есть масса сложностей, с которыми бизнес сталкивается при подготовке отчетности по своим отходам.
Получается замкнутый круг, который явно не соответствует мировым трендам на зеленую экономику, рециклинг и уменьшение углеродного следа.


Что представляет собой новая система обращения с отходами
Новая (хотя, по сути, старой-то никакой не было) система обращения с отходами I и II классов призвана упорядочить рынок и минимизировать влияние отходов производства на экологию. На государственном уровне смена подхода к промыш-

ленным отходам обозначена в федеральном проекте «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» в составе национального проекта «Экология».
Предложенная система состоит из трех основных компонентов: управления в режиме «одного окна», учета и контроля за жизненным циклом отходов, эффективной и безопасной переработки отходов во вторичные ресурсы.


Управление
Чтобы повысить эффективность работы на рынке отходов I и II классов, государство приняло решение о создании института федерального оператора по обращению с отходами I и II классов на территории всей страны, взаимодействующего с участниками рынка по принципу «одного окна». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 им назначено предприятие Госкорпорации «Росатом» – ФГУП «ФЭО».
Федеральный оператор отвечает за создание комплексной системы по обращению с отходами I и II классов, и впоследствии он же будет ей управлять.

В функции федерального оператора входят:
осуществление деятельности по сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отхо-
дов I и II классов самостоятельно или с привлечением опера-
торов;

Учет и контроль
Цифровым исполнением, а также инструментом учета и контроля процесса обращения с отходами I и II классов станет федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК).
ФГИС ОПВК – информационная система для экологически безопасного управления всей цепочкой промышленных отходов, от их образования до переработки во вторичную продукцию.

Участниками системы станут:
юридические лица, в процессе деятельности которых
образуются отходы I и II классов;
операторы по обращению с данными отходами (пере-
работка и транспортирование);
региональные операторы по обращению с твердыми
коммунальными отходами.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесение данных во ФГИС ОПВК и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов в данной системе с федеральным оператором станет обязательным
с 1 марта 2022 г. С этого дня все предприятия-отходообразователи должны будут размещать информацию об образовании отходов I и II классов во ФГИС ОПВК и передавать их по договору федеральному оператору на переработку (за исключением производителей, самостоятельно перерабатывающих отходы). В свою очередь, ФГУП «ФЭО» на основании конкурсных процедур будет заключать договоры на переработку и транспортирование отходов с организациями, у которых есть действующие лицензии для осуществления данных видов деятельности. Таким образом,
все действующие операторы смогут пройти регистрацию
во ФГИС ОПВК и войти в единую федеральную схему, получив более широкие возможности для развития своего бизнеса.
ФГИС ОПВК позволит обеспечить информационное взаимодействие федерального оператора с отходообразователями и организациями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами I и II классов.
Для каждой группы пользователей разработаны «личные кабинеты», а для операторов по транспортированию и переработке отходов дополнительно предусмотрены мобильные приложения для водителя и приемщика грузов.
ФГИС ОПВК интегрирована с такими информационными системами, как ЕСИА «Госуслуги», АИС «Налог-3», Публичная кадастровая карта Росреестра, ГЛОНАСС, ПТК «Госконтроль» и др. Это позволит исключить двойной ввод данных участниками системы, а также верифицировать представляемые данные.

        В тестовом режиме ФГИС ОПВК была запущена в сентябре 2020 г. . Это дало возможность промышленным предприятиям и операторам по переработке и транспортированию заранее начать вносить данные о своей деятельности в систему для комфортного перехода к новым условиям работы.


Переработка

        Отходы во всем мире воспринимаются как ценное сырье для получения    вторичных продуктов.
Россия тоже стремится к такому подходу. В рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» Росатом построит сеть экотехнопарков по переработке
промышленных отходов в Кировской, Иркутской, Саратовской, Томской, Нижегородской, Курганской областях и Удмуртской Республике.
Для технического оснащения экотехнопарков привлекли как российские, так и зарубежные разработки. Переработка будет осуществляться
укрупненно с использованием четырех технологий: физико-химической обработки, демеркуризации, высокотемпературного обезвреживания и решений для химических источников тока. Строительство инфраструктуры (сети экотехнопарков) призвано решить две основные задачи:

Высокоэффективная и экологичная переработка поступающих отходов I и II классов, исключающая негативное воздействие на окружающую среду;

Получение максимального количества полезных компонентов, которые в дальнейшем можно использовать в промышленном производстве, чтобы обеспечить рециклинг отходов и предотвратить образование новых объектов накопленного экологического ущерба.

      В своей работе отходообразователям следует руководствоваться ПРИКАЗОМ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) № 399 от 11.06.2021 г.

    За консультацией рекомендуем обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования Иркутской области (Росприроднадзор) или в Комитет по сельскому хозяйству, природным ресурсам и экологии Администрации Усть-Кутского муниципального образования.